Духовность и мораль: что мы знаем и что скрываем о человеке советском?
- О дискуссии
- Видео
16 апреля состоялась новая дискуссия цикла «Homo Soveticus: Сто лет человеку советскому», организованного совместно Фондом Егора Гайдара и Еврейским музеем и центром толерантности. Один из рапространенных мифов относительно человека советского говорит, что этот человек был высокоморален и духовен, всегда был готов прийти на помощь товарищу и ставил интересы коллектива высше своих собственных. Соответствует ли этот миф действительности, обсудили социолог, директор Левада-Центра Лев Гудков и историк, член Вольного исторического общества Анатолий Голубовский. Модератором дискуссии выступил психолог и политолог Леонид Гозман.
По мнению Льва Гудкова, что касается части высокоморальности советского человека, то это абсолютный миф. Сославшись на исследования Левада-Центра, социолог рассказал о том, как распад Советского Союза не стал окончанием существования человека советского и даже после ухода первого советского поколения, родившего в 1920-е годы и сформировавшего исключительно при СССР, человек советский по своим ценностным параметрам продолжает воспроизводиться. Причина, по мнению Гудкова, в его исключительной приспосабливаемости и своего рода лукавстве, позволяющих выживать в тоталитарном государстве.
Однако что касается наличия особой системы ценностей и духовности, то, по словам Анатолия Голубовского, это абсолютно реальные свойства. Другое дело, что очень долго моральнм императивом для человека советского было и остается стремление к выживанию, и этим обусловлена та доля цинизма и лукавства, на которую указал Лев Гудков. На этом моральном императиве базируется и особая система ценностей - как сейчас говорят, традиционных, и она в последние годы культивируется властью в качестве исключительного свойства России в отличие в остального мира.